О Спартаке.
Не берусь просвещать кого-либо, просто хочу этим материалом отразить все то, что лично у меня вызывает эмоции в истории восстания Спартака. Кроме того, буду польщен, если кто-то из членов клана или из его школы найдет в этой статье что-то новое для себя. Кроме того, хотелось бы услышать мнение соклановцев о том, что мне удалось здесь собрать.
Итак, кем он был, человек, вдохновивший своим примером основателей FRATRIA. Оговорюсь сразу, что абсолютно достоверных источников о времени и месте его рождения, а также об истории его пленения и жизни в школе гладиаторов не существует. Согласно принятой исторической точки зрения, Спартак был фракийцем, то есть уроженцем северной части Балкан, граничащей с землями Македонии. Каким образом, он оказался продан в рабство достоверно не известно, однако одной из вероятных причин указывается его дезертирство из римских вспомогательных войск.
В 74 г. до н.э. в школе гладиаторов Лентула Батиата вспыхнуло восстание рабов. Причиной восстания, очевидно, являлись невыносимые условия содержания, а также нежелание воинов умирать на потеху толпы на арене. Хотя, что тут говорить, конечно, одной из основных причин была тяга рожденных вольными людей к свободе. В результате восстания горстка храбрецов бежала из города и укрылась на горе Везувий. Удобство их позиции заключалось в том, что на занятый ими утес вела лишь одна узкая тропка, которую не составляло труда оборонять. Бросившиеся в погоню римские солдаты предпочли осадить беглых гладиаторов и взять их измором.
Именно на горе Везувий начинается легенда о Спартаке и его стратегическом гении. Под покровом темноты его собратья по оружию свили веревки из виноградных лоз и спустились с утеса по трехсотметровому почти отвесному склону в тыл римского отряда. Внезапность нападения привела к полному разгрому римлян. Заметьте, что спуск по виноградным лозам с высоты в триста метров – это подвиг, граничащий с безумием, практически верное самоубийство, но гладиаторы предпочитали погибнуть с оружием в руках, нежели снова примерить рабский ошейник.
Весть о подвиге Спартака и его товарищей привела к многочисленным восстаниям рабов в окрестностях Рима и Капуи. Отовсюду к его отряду потянулись беглые, нередко при этом расправлявшиеся со своими бывшими владельцами. Остановить восстание оказалось неожиданно сложно. Величайший полководец Рима Помпей со стотысячной армией безуспешно воевал с иберийскими племенами на территории нынешней Испании. Отзывать его для расправы со Спартаком никто не намеревался: восстание рабов не принимали всерьез, они случались и раньше и всегда подавлялись малой кровью. Кроме того, симпатии простых римлян, в том числе солдат-легионеров оказались на стороне бывшего гладиатора.
Наконец из Рима выступил отряд претора (одна из высших государственных должностей Империи) Клавдия Вариния. К моменту его прибытия в Южную Италию Спартак захватил город Аппиев Форум и окрестные поселения и пополнил армию освобожденными рабами. Для того, чтобы прекратить приток новых воинов в его ряды Вариний разбил свое войско на три отряда, блокировавшие основные дороги на север. Спартак поочередно разбил все три отряда. Вариний отступил, подтянул подкрепления и вновь двинулся на юг, однако, его встретила такая много численная и хорошо экипированная армия бывших рабов, что его поражение стало полным разгромом. Кстати, Спартак впоследствии редко расставался с полученным в том бою трофеем – лучшим боевым конем претора.
Наконец, оценив угрозу восстания из Рима выступают два консула Гней Корнелий Лентул Клодиан и Луций Геллий Попликола. Присутствие в армии обоих высших руководителей Империи было характерно только для больших войн, что свидетельствует о серьезности того похода. Высланная против Спартака армия насчитывала тридцать тысяч человек. Те, кто имеет представление о численности населения в те времена, понимают, что это была действительно огромная армия. Для сравнения две тысячи лет спустя Наполеон, располагая такой армией, захватил всю Италию, разбив при этом еще и войска ее союзника Австрии!
И в тот момент, как назло назревает раскол в рядах войска Спартака. Часть беглых рабов не видит смысла в бою с регулярной армией, их цель бегство с территорий Империи и грабеж богатых поселений по дороге. Большая часть войска покидает Спартака и продвигается на север, где встречается с войсками римских консулов и бесславно гибнет.
Не предвидя серьезного сопротивления, консулы разделяют свою армию и атакуют Спартака двумя отрядами. Результат – оба отряда разбиты. Дорога Спартаку на север открыта. Его армия, пополняя свои ряды с каждым днем движется к Альпам. Казалось бы до родных мест героя остается совсем ничего, никто уже не может встать у него на пути, но тут он принимает необъяснимое решение, поворачивает на юг и к неописуемому ужасу римлян вновь проносится через всю Италию.
Причины? Масса. Во-первых, армия бывших рабов – это не только Спартак, но еще 120 000 человек, что их ждет на севере? Бедные форпосты Империи, да варварские племена, а на юге – богатая страна, оставшаяся практически беззащитной. Во-вторых, от северной Италии не так далеко до армии Помпея – встреча с ним – верная смерть. В-третьих, Спартак невольно оказался во главе огромной трудноуправляемой толпы, привести этих людей на свою родину во Фракию значило бы заведомо разрушить ее.
В этой ситуации в Риме не находится никого, кто принял бы на себя обязанности консула, поскольку первым требованием к нему стало бы уничтожение армии повстанцев. Спартака, бывшего раба и гладиатора боялись лучшие полководцы Империи. Однако, на эту вызвался Красс – один из самых богатых римских патрициев, чьих средств хватило на снаряжение 8 легионов (около 30 000 человек).
Первая проблема, с которой столкнулся Красс: многие из его новобранцев сочувствовали восстанию. Принятая им мера были страшной – децимация! Каждый десятый солдат его легионов был казнен перед строем. Только таким образом Крассу удалось двинуть свою армию на юг. В то же время с Севера подходила вызванная из Иберии армия Помпея.
Понимая, что боевой профиль его легионов крайне низок, Красс не решается открыто напасть на мятежников. Вместо этого он вновь делает неожиданный ход: его солдаты роют ров длиной 55 км.! Все видели итальянский сапог на карте? Теперь оцените грандиозность того рва: он соединил восточное и западное побережье Италии, отрезав Спартака от ее центральных областей.
Спартак, тем временем, не сидит сложа руки. Отрезанный от каналов доставки продовольствия и пополнений, он заключает сделку со средиземноморскими пиратами, которые обязуются доставить его армию на Сицилию. Спартак понимает, что штурм рва или прорыв навстречу войскам Помпея – безумие, остается бежать и спасать людей. Этому плану так и не суждено было сбыться.
Красс, узнав о сделке с пиратами подкупил их вождей, и пиратский флот в назначенный срок не прибыл на помощь восставшим. В отчаянии армия освобожденных рабов строит плоты и пытается самостоятельно переправиться на Сицилию. Однако, налетевший шторм разметал эту импровизированную флотилию, тысячи людей погибли. Спартаку не остается ничего иного, как штурмом брать ров Красса…
И они это сделали. Их атаку называли самоубийственной, но что им было терять? Спартак шел на бой в первых рядах и по рассказам очевидцев погиб в первые минуты сражения. Его соратникам удалось прорваться.
Остатки армии Спартака, измученные голодом и кровопролитной битвой вышли навстречу войску Помпея. Они еще пытались сражаться, но были обречены.
Шесть тысяч воинов Спартака были казнены через распятие. Их тела, подвешенные на крестах, растянулись по всей Аппиевой дороге от Капуи до Рима.
Такова легенда о человеке, во имя которого создан клан FRATRIA. Можно сколько угодно ставить под сомнения достоверность этой легенды, но несколько вещей остаются несомненными. Спартак был незаурядным лидером и полководцем, более жизни ценил он свободу и ненавидел рабство, ни в какой ситуации он не смог бросить тех, кто бился рядом с ним.